РАН: Мониторинг Азовского и Черного морей потребуется весной и летом

Опубликовано: 22-02-2023

Независимо от того, насколько оперативно очистят акватории Азовского и Черного морей, последствия экологической катастрофы скажутся на экосистеме, считает председатель Южного научного центра Российской академии наук, специалист в области фундаментальной и прикладной океанологии академик Геннадий Матишов.Как сообщили ИА «Росбалт-Юг» в пресс-службе ЮНЦ РАН, Матишов лично ознакомился с ситуацией на месте катастрофы и, вернувшись, рассказал следующее: «Мы проехали около 150 км. Побывали на мысе Панагея, мысе Тузла, косе Чушка. На песчаных пляжах выброшенные водоросли выполнили роль абсорбента, поэтому их достаточно легко убирать. В худшей ситуации берега со скалами и валунами».Академик напомнил, что «около 1,5% от перевозки всех нефтепродуктов в результате форс-мажорных ситуаций попадает в окружающую среду. В 80-х годах подобное произошло на Аляске, а совсем недавно и в Испании. Важно понимать динамику процессов, а для этого есть смысл прислушиваться к мнению ученых. К примеру, в Северном и Баренцевом море заранее готовятся к максимальному приливу лунной волны высотой в 5-7 метров, который случается ежегодно в середине октября. Если же это совпадает с нагонной волной, то сила шторма удваивается».Матишов подчеркнул, что «для Азовского моря нагонные явления — самые характерные. Здесь должны быть запрещены стоянки судов с опасными веществами на борту или их перегрузка. На протяжении нескольких лет в ЮНЦ говорят о необходимости создания в вузах кафедр климатологии и мореведения. Исследования в этой области способны многократно себя окупить, ведь каждый раз государство, судовладельцы и простые граждане несут колоссальные убытки».По мнению ученого, «сегодня крайне необходимо получить полномасштабную всестороннюю независимую оценку последствий произошедшей катастрофы. Например, обследовать побережье и прибрежную зону шельфа от мыса Панагия до Темрюка, определить границы и площадь пораженных районов, установить степень и категорию загрязнения, а также определить направление дрейфа мазута по загрязнению береговой линии».»Независимо от того, насколько оперативно очистят акваторию, последствия экологической катастрофы скажутся на экосистеме. Причем экосистемный мониторинг акваторий Азовского и Черного морей потребуется и весной, и летом. Это позволит получить полную оценку ущерба биоресурсам и социально-экономические последствия в пораженных районах», — подытожил председатель Южного научного центра.Напомним, что в результате штормового ветра и сильного волнения на море в воскресенье, 11 ноября, затонули 4 судна — сухогрузы «Вольногорск», «Нахичевань», «Ковель» и грузинский «Хачь Измаил»; еще одна баржа — «Дон-2» — затонула 12 ноября. Сорвались с якорей и сели на мель 6 судов — сухогрузы «Вера Волошинская» (Украина), «Зияя Кос» (Турция), «Капитан Измаил» (Турция), баржи «Дика», «Диметра», плавкран «Севастополец»; получили повреждения 2 танкера — «Волганефть-139», «Волганефть-123»; находится в дрейфе баржа «БТ-3754». В воду попало около 3 тыс. т мазута, а также около 6,8 тыс. т технической серы.