Противники расширения Хитроу будут стоять до конца

Опубликовано: 08-02-2024

В Британии назревает конфликт между экологами и правительством, которое одобрило план строительства третьей взлетно-посадочной полосы в аэропорту Хитроу. Министр транспорта Джефф Хун заявил в парламенте, что это — самый лучший способ увеличить эффективность этого транспортного узла. План разработало министерство транспорта, и, согласно ему, сдача новой полосы в Хитроу в эксплуатацию предусматривалась в 2019-2020 году. Сначала предполагалось расширение третьего по величине в Великобритании аэропорта Стенстед, однако по многим причинам этот план был отклонен и тогда возникла идея достроить Хитроу. Это самый большой из пяти гражданских аэропортов Лондона. Ежегодно он обслуживает 67 миллионов пассажиров, главным образом — международных рейсов. Когда был выдвинут план расширения Хитроу, деловые круги поддержали его, заявив, что это создаст рабочие места и укрепит конкурентоспособность Британии. Сторонники ссылались и на то, что в аэропортах-соперниках в Париже, Франкфурте и Амстердаме существует не мене четырех взлетно-посадочных полос. Однако по поводу этого плана мнения не только разделились, но возникли ожесточенные споры, в том числе и в самом правительстве. Против В первую очередь против выступили местные жители, причем не только из-за дополнительного шума, который возникнет в связи с расширением аэропорта — ведь тогда к 2030 году количество рейсов увеличится с 480 тысяч до 702 тысяч в год. Для сооружения новой полосы потребуется также снести около 700 домов. А между тем противники расширения аэропорта даже купили некоторое количество земли, предназначенной для сооружения полосы, чтобы сорвать эти планы. С протестами выступили не только местные жители, но и экологи, и оппозиционная Консервативная партия, и даже 50 депутатов парламента от самих лейбористов. Консерваторы заявили, что новая ВПП вызовет «экологическую катастрофу» и пообещали, что сделают все возможное, чтобы не допустить ее строительства. Как отметила министр транспорта в теневом кабинете Тереза Вильерс, «одобрение плана будет свидетельством того, что премьер-министр Гордон Браун глух к сомнениям в его собственной партии и к тревогам миллионов людей, живущих в районе аэропорта». «Расширение Хитроу пошатнет международную репутацию правительства в деле борьбы с климатическими изменениями. Нам необходимы экстренные энергичные шаги для создания экологически чистой экономики. Мы не можем поддерживать губительную для природы деятельность авиаиндустрии», — заявил активист-эколог Энди Аткинс. Дилемма правительства Между тем правительство убеждено, что новая взлетно-посадочная полоса нисколько не нарушит норм Евросоюза относительно уровня шума и загрязнения воздуха. Оно подчеркивает, что новое поколение самолетов производится с учетом этих норм, а именно такие самолеты будут использоваться на третьей полосе. Лорд Мендельсон, министр по делам бизнеса, выступил в защиту экологических обязательств правительства в отношении Хитроу. «Это классическая дилемма: мы хотим быть среди первых в осуществлении наших амбиций в борьбе с климатическими изменениями, но в ходе этого процесса мы должны также думать об экономической конкурентоспособности. Мы стремимся и к тому, и к другому», — указал он. Его подержали и деловые круги, которые утверждают, что без создания третьей полосы пострадает британская экономика. В этом случае, утверждают они, не будет ни инвесторов, ни новых рабочих мест. В качестве аргумента они приводят и то, что, когда Британия выйдет из рецессии, ей будет крайне необходим модернизированный аэропорт. Однако как сказал Джон Макдоннелл, член парламента от лейбористов, в избирательный округ которого входит Хитроу, борьба против расширения аэропорта только «начинается», и его противники «будут использовать все возможные механизмы», в том числе юридические, чтобы не допустить строительства.