Опубликовано: 24-06-2022

В естественной среде обитания обезьяны практически не пользуются человеческими жестами, но в неволе они легко перенимают их у людей. Проведенные эксперименты подтвердили, что человекообразные способны понимать их смысл и вполне осознанно применять их. Как правило, дети, достигшие годовалого возраста, активно пользуются жестами, чтобы указать на какой-либо предмет, однако в природе обезьянам такое поведение не свойственно. Между тем в неволе обезьяны часто пользуются указующими жестами, выпрашивая у людей какое-либо лакомство, при этом смысл, вкладываемый обезьяной в этот жест обычно не ясен — желает ли она указать человеку, где находится еда, или просто выпрашивает ее.На протяжении нескольких лет разобраться в этом пытаются британские ученые. По их мнению, изучение указующих жестов позволит понять, насколько человекообразные способны понять ход мыслей и обоснованность поступков окружающих, пишет Научно-популярный проект «Элементы».При передаче какой-либо информации, в том числе и с использованием жестов, человек, как правило, учитывает степень осведомленности собеседника. Что касается обезьян, то определенной теории насчет обоснованности их поведения пока не существует. Британские ученые совместно с сотрудниками Лейпцигского университета провели эксперимент с участием 11 обезьян, часть которых были выращены в неволе, а некоторые выросли в природных условиях.Суть эксперимента заключалась в следующем: сотрудник помещал в один из двух непрозрачных контейнеров виноградину и уходил. Затем появлялся второй сотрудник и ждал, когда животное укажет на один из контейнеров. Если обезьяна правильно указывала на местонахождение лакомства, экспериментатор доставал вилку из стоящей здесь же коробки, доставал ей лакомство и отдавал обезьяне. Это повторялось до тех пор, пока все животные не научились правильно указывать на контейнер с виноградиной.На следующем этапе эксперимента вилку, которой доставали виноградину, один из сотрудников прятал так, чтобы обезьяна видела, где она лежит. Затем входил другой сотрудник, не знающий о местонахождении вилки, и обезьяна должна была указать ему на то место, где она спрятана. Большинство обезьян быстро научились показывать, куда спрятана вилка, причем, этому их не обучали — животные сами догадались, что нужно делать.Третий этап был основным в эксперименте, на котором происходила проверка «теории разума». Суть его заключалась в том, экспериментатор прятал вилку в присутствии другого сотрудника, и обезьяны видели, что оба человека осведомлены о ее местонахождении. Ученые хотели выяснить, будет ли животное указывать на спрятанную вилку, несмотря на то, что экспериментатор и так об этом знает. Этот тест обезьяны выдержали достойно — хотя они иногда и указывали на вилку, но гораздо реже, чем в том случае, когда экспериментатор не знал, где она находится.Из этого ученые заключили, что обезьяны применяют указующие жесты вполне разумно, причем не только в качестве просьбы достать лакомство, но и в качестве сигналов, несущих информацию, при подаче которых животные учитывают степень осведомленности человека.Исследователи предполагали, что животные будут больше стараться помочь экспериментатору в определении местонахождения вилки, если прятать ее будет незнакомый человек, или человек, ведущий себя тревожно, тайно прокрадывающийся в помещение. Наблюдения за детьми показали, что такое поведение оказывает значительное влияние на реакцию маленьких детей.Однако в случае с обезьянами это не подтвердилось, возможно, в результате того, что у обезьян значительно слабее развиты психологические механизмы, нацеленные на выявление обмана или асоциального поведения.