Пресс-релиз: 27 апреля 2015 года исполняется 25 лет со дня образования Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры

Опубликовано: 15-04-2022

Волга… Это слово в сердце каждого россиянина вызывает невольный трепет. Волга давно стала символом нашей страны, ее бескрайних просторов, открытого и широкого национального характера, щедрости и гостеприимства людей. Она объединила и стала духовным Началом для всех народов, населяющих ее берега. Более 100 национальностей называют Волгу «матушкой» и «кормилицей», воспевают ее красоту и величие в былинах, сказаниях и песнях…

Свыше 2,5 тысяч рек являются притоками Волги, берущей начало из самого сердца России – Великого Валдайского водораздела. Протянувшись с севера на юг более чем на 3,5 тысячи километров, Волга ежегодно подает в Каспийское море 250 тысяч кубических километров воды.

Согласно данным Института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации, Центра экологической политики России, Института экологии Волжского бассейна РАН на территории Поволжья чуть более 40% населения России, проживающего в Волжском бассейне, производит 45% промышленной и 50% сельскохозяйственной продукции.

Все это свидетельствует о высоком антропогенном воздействии на окружающую природную среду. Промышленные предприятия используют Волгу и ее притоки в качестве приемника сточных вод – ежегодно в бассейн сбрасывается до 20% всех сточных вод России, в атмосферу густонаселенных городов России выбрасывается в год почти 30% всех вредных веществ, выбрасываемых в России.

В конце 1980-х годов проблема обеспечения экологической безопасности стала важнейшей составляющей национальной безопасности. Государством были предприняты меры по созданию механизма, системы органов и организаций, нацеленных на решение экологических проблем, объединенных общей целью, тесно координирующих свои действия, работающих в условиях единого правового и информационного поля, для которых вопросы экологии стояли не на втором или десятом, а на первом месте.

Особую роль в деле охраны окружающей природной среды были призваны сыграть органы прокуратуры, являющиеся одной из основных опор государственной власти и главным инструментом обеспечения верховенства закона, экологической безопасности государства. Как показал опыт, средства прокурорского надзора, применяемые в экологической сфере, являются одной из основных и наиболее эффективной силой, противостоящей ведомственной вседозволенности и правовому беспределу. Поэтому надзор за исполнением природоохранного законодательства, как неотъемлемая часть государственного механизма по регулированию процессов оздоровления природной среды, стал одним из важнейших направлений прокурорской деятельности.

Вместе с тем выявление и пресечение экологических правонарушений и преступлений требовало от прокурорских работников высокого профессионализма и глубокой специализации в данной сфере. В отличие от уголовных и административных противоправных действий круг пострадавших здесь был намного обширней, последствия -крупномасштабные и, порой, отдаленные во времени, поэтому и конкретный ущерб зачастую было установить гораздо трудней. Сюда еще нужно прибавить сложность, многоплановость и несовершенство экологического законодательства, отсутствие наработанной практики, необходимость тесной координации и взаимодействия с целой системой государственных органов, специально уполномоченных в области охраны окружающей среды.

На пороге 1990 годов для всех стала очевидной необходимость более полного использования всех правовых механизмов, включая и средства прокурорского надзора, для оздоровления окружающей природной среды.

Выход из создавшегося положения был один – создавать специализированные природоохранные прокуратуры.

Постепенно назрела необходимость создания органа прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства в Поволжье. Однако готовая форма такой структуры отсутствовала, не было и аналогов. При этом представлялось очевидным, что нельзя охранять отдельно Верхнюю Волгу, Среднюю или Нижнюю. Например, сложно достичь положительного результата, в Саратовской области, если в Ульяновской, и Тверской Волга будет интенсивно загрязняться. Требовалось, кроме прочего, сплотить и объединить усилия многих государственных органов, выступить координатором общих усилий, направленных на борьбу с экологическими правонарушениями в речном бассейне. Как воздух, нужна была единая и полная информация о состоянии законности в Поволжье.

27 апреля 1990 года приказом Генерального прокурора СССР Александра Яковлевича Сухарева была создана первая в России межрегиональная специализированная природоохранная прокуратура.

Как пишет об этом в своей книге воспоминаний А.Я Сухарев: «Это первая и единственная в своем роде природоохранная прокуратура России, ее специфика состояла в том, что она строилась по бассейновому принципу: аппарат – управляющий всей ее деятельностью, располагался в городе Твери у истоков Волги, а межрайонные отделения находились во всех субъектах, где протекает великая река и многие ее притоки. Такая структура позволяет на основании анализа статистических сведений, сигналов и проверок, контролирующих и правоохранительных органов, иной информации иметь целостную картину состояния законности в сфере охраны природы во всем Волжском бассейне, глубоко вникнуть в суть экологических проблем громадного суперрегиона, акцентировать внимание на обостряющуюся ситуацию в защите природной среды».

В октябре 1990 года, приказом Генерального прокурора СССР были образованы 12 межрайонных природоохранных прокуратур, расположенных в городах, представляющих наибольшую экологическую опасность: Осташкове, Твери, Череповце, Ярославле, Костроме, Иванове, Чебоксарах, Казани, Самаре, Саратове, Нижнем Новгороде, Ульяновске.

В ноябре 1991 года в сферу надзорной деятельности Волжской природоохранной прокуратуры вошла и Рязанская область, территорию которой пересекает приток Волги.

В марте 1992 года, после упразднения прокуратуры Каспийского водного бассейна, приказом Генерального прокурора РСФСР в подчинение Волжской природоохранной прокуратуре были переданы Северо-Каспийская водная прокуратура, впоследствии переименованная в Астраханскую межрайонную природоохранную прокуратуру, и Нижневолжская водная прокуратура – ныне Волгоградская межрайонная природоохранная прокуратура.

В январе 1998 года приказом Генерального прокурора РФ Волжская природоохранная прокуратура переименована в Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру.

В июне 2011 года Приказом Генерального прокурора РФ образована Марийская межрайонная природоохранная прокуратура.

В настоящее время Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре подчинены 16 межрайонных природоохранных прокуратур, осуществляющих надзор на территории 15 субъектов Федерации.

Первым Волжским межрегиональным природоохранным прокурором Приказом Генерального прокурора СССР от 31.05.1990 г. № 188-л назначен Валерий Павлович Виноградов, в 2001г. его на этом посту сменила Вера Анатольевна Солдатова, в 2014 году прокуратуру возглавил Вениамин Вениаминович Селифанов.

Опыт работы Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры показывает, что именно такая структура позволяет на основании анализа статистических сведений, материалов контролирующих и правоохранительных органов, иной поступающей информации иметь целостную картину состояния законности в сфере охраны природы во всем Волжском бассейне, глубоко вникнуть в суть экологических проблем Волги, видеть перспективу, акцентировать внимание на наиболее острых вопросах.

Такой подход обеспечивает комплексный и последовательный характер работы по предупреждению и пресечению экологических правонарушений.

Осуществляя функции межрегионального органа прокурорского надзора за исполнением законов об охране природы, прокуратура систематически, по единым методикам организует проверки в целом по всему Волжскому региону, ставит вопросы об устранении нарушений экологического законодательства не только перед местными, территориальными, но и перед федеральными органами власти.

Волжской прокуратурой подняты такие серьезнейшие экологические проблемы, которые раньше оставались вне поля зрения других органов, как загрязнение водных объектов неочищенными сточными водами, незаконного забора воды из подземных источников, подачи населению некачественной питьевой воды; захоронения и утилизации биологических отходов, в т.ч. содержащих споры опасного инфекционного заболевания — сибирской язвы; незаконного захвата земли; захламления Волги и ее притоков затопленными плавательными средствами и др.

С учетом этого приходилось идти непроторенным путем, создавать новую правоприменительную общенадзорную, исковую, судебно-следственную практику, на основе которой разрабатывать соответствующие методики.

Многолетнее плодотворное сотрудничество Волжской прокуратуры с органами исполнительной власти, прокуратурами субъектов Российской Федерации, а также специализированными прокуратурами, несомненно, положительно сказывается на экологической ситуации Волжского бассейна и свидетельство этому многочисленные примеры.

Только сбросы неочищенных загрязненных сточных вод в Волгу и ее притоки за последние 3 года сократились на 45 млн. куб. метров, снизились выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, уменьшилось количество незаконных рубок леса, проводится конкретная работа по приведению полигонов ТБО в надлежащее состояние.

При весьма внушительных масштабах Волжского бассейна штат прокурорских работников не очень велик: в аппарате и 16 межрайонных прокуратурах трудится всего 144 оперативных сотрудника. Но каждого из работников отличает высокий профессионализм, ответственное отношение к делу, принципиальность и настойчивость в отстаивании государственных и общественных интересов. Они самоотверженно и не считаясь с личным временем выполняют возложенные на них обязанности.

С 2014 года на должность Волжского межрегионального природоохранного прокурора назначен государственный советник юстиции 3 класса, Почетный работник прокуратуры Российской Федерации Селифанов Вениамин Вениаминович — кадровый прокурорский работник, прошедший все ступени служебной лестницы.

В настоящее время усилия прокуратуры сконцентрированы на решении экологически значимых проблем Волжского бассейна, прежде всего, имеющих межсубъектовый характер.

Главная цель работы прокуратуры — обеспечение законности и правопорядка в природоохранной сфере, защите экологических прав и свобод граждан и сохранении всей экосистемы великой русской реки Волги.

Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура