Ирина Бечина:»Бореальные леса — это хрупкая экосистема»

Опубликовано: 15-05-2023

О ходе реализации пилотного проекта по разработке научного обоснования мер по совершенствованию системы государственного управления лесами нам рассказала заместитель руководителя Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу Ирина Бечина.Бореальные леса расположены в северных районах нашей планеты, в том числе и в России. Доля бореальных лесов приходящихся на нашу страну, весьма высока. Эти насаждения требуют особого подхода и учета, а также научно обоснованного инструментария. Иначе отсутствие этих условий может привести к серьезным последствиям, начиная от проблем с атмосферным воздухом на планете и заканчивая дефицитом сырьевых ресурсов России. Вопрос развития бореальных лесов крайне остро стоит перед всем Уральским федеральным округом: их северная граница проходит по линии Ямало-Ненецкого автономного округа, южная — через Тюменскую и Челябинскую области. При этом в районах Крайнего Севера эта проблема в силу климатических и антропогенных причин приобретает наибольшую актуальность.Многолетние наблюдения свидетельствуют о существенном изменении природно-климатических условий Арктической зоны, в первую очередь, таких, как превышение среднемесячных температур, понижение уровня грунтовых вод, увеличение случаев сухих гроз и т.д. Следствием этого становится увеличение продолжительности пожароопасного сезона и количества лесных пожаров, расширение ареала распространения и числа очагов вредителей.Результаты мониторинга отмечают значительный рост антропогенного воздействия на лесной фонд, в первую очередь в связи со строительством и эксплуатацией объектов топливно-энергетического комплекса, интенсификацией лесопользования и ростом посещаемости лесов, в результате чего увеличиваются площади нарушенных территорий, а их рекультивация не достигает поставленных целей.Эти и другие специфические особенности бореальных лесов Арктической зоны обуславливают необходимость устойчивого государственного управления ими с целью предотвращения истощения и деградации, а также приумножения их биосферных функций. Оно должно обеспечивать сохранение и улучшение окружающей среды, предотвращение либо уменьшение негативных последствий хозяйственной деятельности, эффективное использование не только древесины, но и других недревесных ресурсов бореальных лесов.Согласно Конституции Российской Федерации, гражданам гарантируются права на благоприятную окружающую среду (статья 42), а природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1 статьи 9).Устойчивое государственное управление бореальными лесами призвано обеспечить сохранение благоприятной окружающей среды и защиту интересов будущих поколений. Ввиду того, что бореальные леса имеют низкий потенциал самовосстановления, все просчеты лесоуправления негативно влияют на состояние окружающей среды. Для того, чтобы обеспечить сохранение лесных экосистем, необходимо осуществить переход лесного хозяйства северных регионов Уральского федерального округа на качественно новый уровень управления, который бы отличался от существующего преобладанием биосферных и социальных аспектов, а также обеспечивал бы экологически безопасное взаимодействие лесопользователей с арктической природой.В целях устранения дисбаланса интересов государства, бизнеса и общества в сфере лесных отношений необходима практика расширения сети модельных лесов и реализации пилотных проектов как инструментария моделирования систем эффективного государственного управления лесами. В 2012-2013 годах в Уральском федеральном округе реализуется пилотный проект Федерального агентства лесного хозяйства «Разработка научно-обоснованных мероприятий по оптимизации системы государственного управления лесами в Уральском федеральном округе». Предметом проекта является система государственного управления лесами, созданная в субъектах РФ, входящих в Уральский федеральный округ, а также непосредственные объекты государственного управления — лесничества.В результате реализации пилотного проекта субъектами РФ УрФО должны быть приняты программы по развитию лесного хозяйства, в рамках которых будут осуществлены мероприятия по повышению эффективности государственного управления в лесном хозяйстве регионов, государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах, а также по охране лесов от пожаров.При этом финансовое обеспечение переданных полномочий в области лесных отношений должно перейти на качественно новый уровень, базируясь на результатах лесоустройства как инструмента долгосрочного стратегического планирования, отраслевых стандартах и нормативах. Вместе с тем наиболее активно должны развиваться и использоваться новые формы взаимодействия между государством и бизнесом, в том числе государственно-частное партнерство, способное обеспечить наиболее динамичное развитие производственных мощностей и лесной инфраструктуры, решение социально значимых задач и дефицита профессиональных кадров в отрасли.Привлекательность лесного хозяйства, в том числе финансовая, будет способствовать притоку молодых специалистов в эту сферу, а также повысит престиж профессии, выстроив комплексную парадигму «отрасль — отраслевое образование — работодатель». Данная система отношений долгосрочного и планомерного сотрудничества государства и бизнеса позволит осуществлять качественно новый уровень подготовки работников.