Департамент природопользования Москвы отдал нефтеперерабатывающему заводу почти полтора миллиарда бюджетных рублей

Опубликовано: 21-11-2022

Департамент по природопользованию и охраны окружающей среды города Москвы вернул Московскому нефтеперерабатывающему заводу (НПЗ) 1 млрд 392 млн рублей, которые предприятие направило в 2015 году как плату за негативное воздействие на окружающую среду. В том числе были возвращены почти 300 миллионов, которые должны были поступить в федеральный бюджет.

В прошлом году Московский НПЗ (ОАО «Газпромнефть-Московский НПЗ») обращался в Росприроднадзор центрального федерального округа с заявлением о подобном зачете средств, выплаченных предприятием в 2011-2013 годах, но получил отказ. Жалоба на этот отказ была направлена в суд. Однако, в ноябре 2014 года Арбитражный суд Москвы прекратил производство по делу в связи с отзывом иска.

В финансовой отчётности предприятия, закончившего 2014 год с выручкой порядка 20 млрд рублей, отдельной строкой природоохранные мероприятия на сумму 1,39 млрд не указаны.

«Сумма средств, которые Москва вернула Московскому НПЗ, вызывает серьёзные вопросы, ответы на которые должны дать федеральные природоохранные и правоохранительные органы. Нам неизвестны нормы законодательства, которые обязывают Департамент возвращать платежи за негативно воздействие за проведённые природоохранные мероприятия, в том числе относящиеся к федеральному бюджету. Надо заметить, что МНПЗ (как и все другие предприятия России) имели 21 год (с момента введения платежей) для того, чтобы снизить до норматива воздействие на окружающую среду. В этих условиях возврат денег предприятию сегодня является ещё и аморальным. Гринпис направил запрос в генеральную прокуратуру и другие контрольные органы», — говорит руководитель проекта токсической программы Рашид Алимов.

Соглашение между Росприроднадзором и правительством Москвы о передаче части полномочий, в том числе по администрированию платежей за негативное воздействие на окружающую среду, не утоняет процедуру возврата средств, затраченных на проведение природоохранных мероприятий, и не требует проводить ее автоматически.

Московский НПЗ в Капотне регулярно оказывается в центре экологических скандалов. Осенью 2014 года загрязнению воздуха подверглись несколько юго-восточных районов Москвы вблизи МНПЗ. Тогда Росприроднадзор зафиксировал превышение нормативов в выбросах предприятия (по азоту диоксида в 782 раза, азота оксида в 27 раза, сероводороду в 2337 раз, серы диоксида в 20 255 раз). Таким образом был установлен факт выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения в концентрациях, превышающих установленные гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

11 ноября 2014 года Арбитражный суд обязал предприятие выплатить 1,39 млрд рублей в качестве возмещения ущерба окружающей среде за 2011-2012 годы. Проверка в 2011 году установила загрязнение нефтесодержащими отходами в буферном пруде на территории предприятия. При этом пруд находится в непосредственной близости от водоохранной зоны реки Москвы.

Ранее сообщалось, что на территории предприятия накоплено не менее 200 тыс тонн нефтешламов, причем отходы хранятся в открытых земляных ёмкостях. Начиная с 2007 года, в границах водоохранной зоны между территорией Московского НПЗ и Москвой-рекой фиксируются просачивания нефтепродуктов на поверхность воды, загрязнение участка водоохранной зоны Москвы-реки.

В августе 2012 года на поле вблизи поселка Победа в Тверской области было складировано не менее 40 кубометров нефтешламовых отходов 1 класса опасности. В результате полностью уничтожены плодородный слой, трава, деревья и кустарники на площади не менее 120 кв.м. В 2012 году (по разным данным, ранее в этом году нефтешламы выгружались в Ржеве, на свалки бытовых отходов в Нижегородской и Владимирской областях).

В 2011 году департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу отказал Московскому НПЗ в выдаче разрешения на выброс вредных веществ. В конце 2011 года арбитражный суд, куда обратился Московский НПЗ, признал этот отказ законным и указал в решении, что с 2011 года предприятие «фактически производит выброс в атмосферу с превышением нормативов (лимитов)».